Рогачевский детский сад
|
Парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», И. А. ЛЫКОВАИ. А. ЛЫКОВА Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Пояснительная записка В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Доктор философских наук, эстетик Е.М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким более и универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом культурном и единстве. В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы эти все уровни развития человека представителя как рода. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты активным и творческим началом. «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда в до сих пор мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни». Эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я-концепции творца». В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим в понятием системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано в только установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. В эстетическом развитии детей центральной способность является к восприятию художественного произведения самостоятельному и созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели как относятся к конечному продукту, так к характеру и процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию формам и выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания дошкольного детей возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира. Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим (эстетической опытом апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения выразительными детьми средствами эстетическими и эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С., В Мухина.С.) и от уровня операциями владения по соотнесению их со свойствами художественного объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления возможности до создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру художественного и развития средствами разных видов изобразительного декоративно-прикладного и в искусства эстетической деятельности. Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Цель программы - формирование у детей раннего дошкольного и возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Основные задачи: 1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2. Создание для условий свободного экспериментирования с художественными материалами инструментами и. 3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности. 4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание опредмечивание и художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем выразителем и эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму. 5.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. 6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. 7. Создание условий для многоаспектной увлекательной и активности в детей художественно-эстетическом освоении окружающего мира. 8. Формирование эстетической картины мира основных и элементов «Я-концепции- творца». Дидактические принципы построения реализации и Программы «Цветные ладошки» Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ: «принцип культуросообразности: построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций; « принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с природных учётом климатических и особенностей данной местности в данный момент времени; « принцип систематичности последовательности и: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания развития и в детей логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; «принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение расширением и от возраста к возрасту; » принцип оптимизации гуманизации и учебно-воспитательного процесса; » принцип развивающего характера художественного образования; » принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей индивидуальных и способностей; » принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных и детей детского сообщества (группы детей) в целом. Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности: »принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом; »принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов; » принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; » принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; » принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); «принцип обогащения -сенсорно-чувственного опыта; « принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; « принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; » принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости). В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно: 1) формирование эстетического отношения художественных и способностей в активной творческой деятельности детей; 2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества; 3) ознакомление детей с основами изобразительного народного и декоративно-прикладного в искусства музея среде дошкольного и образовательного учреждения. Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет целую собой систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), чувства добрые, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры в личности целом. Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать формировать и процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных индивидуальных и особенностей.
28 августа 2017 в 14:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.